Адаптация персонала в компании

03.03.2019

Адаптация персонала

HR-отдел любой организации проделывает огромную работу, но при выборе наиболее оптимального кандидата на должность нельзя говорить о том, что эта победа и успех кадровых специалистов. Адаптация персонала – один из важнейших этапов на этом пути. Далее будем рассказано, в чем суть и какую роль играет эта стадия бизнес-процесса.

Для чего нужна?

Организации несут серьезные финансовые и временные потери при поиске и найме сотрудников. В ряде случаев тратятся большие деньги лишь для того, чтобы найти подходящего специалиста узкого профиля, который необходим для достижения поставленных стратегических целей. При этом каждый новый сотрудник проходит через процессы адаптации на новом рабочем месте.

Адаптация нового сотрудника – это процесс, при котором новые работники и организация взаимно оценивают друг друга. Специфика прохождения этого процесса в каждой организации уникальна. Многое зависит от личных качеств каждого нового сотрудника. Длительность процесса варьируется от нескольких недель до 1,5 месяцев. Профессиональная деятельность работника в этот период времени должна вестись под наблюдением отдела HR. На работников отдела возлагается важная задача – профориентация кандидата на старте его деятельности в организации, четкое установление его возможностей и способностей. Управление адаптацией новых сотрудников должно осуществляться по определенной схеме, принятой в компании.

К основным целям адаптации относят:

  1. Уменьшение издержек. В начале своей деятельности работа нового сотрудника малоэффективна, нерезультативна, что негативно сказывается на росте прибыли организации.
  2. Минимизация или полное устранение неопределенности нового человека на рабочем месте.
  3. Минимизация текучки кадров. Если новому работнику некомфортно и у него нет уверенности, то высока вероятность его увольнения по личному желанию.
  4. Увеличение лояльности организации в сфере HR (среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
  5. Экономия времени руководителя нового сотрудника и других работников. Если работник не уверен в своих силах и во всем сомневается, то приходится тратить на него много времени. Это приводит к сбиванию графика и уменьшению эффективности деятельности.

Каждая организация обязана иметь собственную систему адаптации сотрудников. Она разрабатывается с учетом специфики работы конкретного предприятия, особенностей коллектива (возраст, пол работников и т.д.), направления деятельности компании и других факторов. Подобной работой обязан заниматься HR-отдел.

Сложности процесса адаптации

Новые сотрудники в любой организации сталкиваются со своими страхами и сомнениями, из-за чего люди не способны показать свои положительные стороны, что зачастую приводит к увольнению. К перечню «фобий» недавно нанятых работников относят:

  • Скорая потеря нового места работа.
  • Сложности при взаимодействии с руководством.
  • Демонстрация своей некомпетентности при коллегах и руководителях
  • Обнаружение собственных недостатков и пробелов в знаниях, что требуется для работы.
  • Плохие отношения с коллегами, коммуникационные сложности.
  • Невозможность справиться с поставленными задачами, срыв сроков выполнения проектов, получение психологической травмы в процессе решения рабочих задач.

Правильная адаптация персонала просто необходима, потому что большое количество сотрудников увольняется из организации, не проработав в ней и месяца. Зачастую на предприятиях фиксируется большее количество несчастных случаев, связанных с теми специалистами, которых наняли не так давно. Если новые сотрудники часто увольняются из компании, не проработав в ней и нескольких недель, то высока вероятность того, что на их рабочем месте просто не организованы процессы адаптации – это упущение со стороны HR-отдела. Если подобное наблюдается в компании, то руководство должно задуматься о том, правильно ли выполняют свою работу специалисты HR-отдела.

Перед HR отделом ставятся следующие задачи в сфере адаптации сотрудников:

  • Разработка программы тренингов и обучающих мероприятий. Это позволяет человеку вникнуть в суть его деятельность, получить нужную информацию по всей работе предприятия, подтянуть теоретическую часть и практику, обрести уверенность в своих силах.
  • Контроль персональной коммуникации руководства с работником. Используются методы формального и неформального общения.
  • Организация курсов и тренингов для топ-менеджеров, которые вступают в должность.
  • Создание системы способом многоэтапного усложнения задач, которые ставятся перед новым специалистом.
  • Использование методов общественных поручений, что позволяет наладить тесный контакт с коллегами.
  • Организация тимбилдинга, ролевых игр, за счет чего происходит сплочение коллектива и в него вливается недавно нанятый работник.

Формы адаптации нового сотрудника в коллективе

Сразу стоит выделить проведение социальной адаптации новых сотрудников в организации. Это сложный процесс, который предполагает приспособление человека к коллективу, привыкание к другой социальной среде и способствует его вливанию в эту среду. Пункты здесь следующие:

  • Постепенная интеграция в среду.
  • Знакомство с правилами и ценностями коллег.
  • Мотивация закрепления в коллективе, увеличения эффективности труда, удовлетворения личных потребностей.

Особенно выделяют систему производственной адаптации сотрудников в организации. Здесь человек должен понять основные задачи и всю специфичность работы на предприятии. Для этого используются различные курсы, тренинги и т. д. Также неплохо, если к новому сотруднику прикрепляется опытный наставник, который рассказывает об особенностях работы, специфике корпоративного взаимодействия между руководством и коллегами.

На HR-отдел также накладывается обязанность организации процесса психофизиологической адаптации. Здесь предполагается, что человек должен справиться с физическими и моральными нагрузками, которые увеличиваются при переходе на другую работу.

Социально-психологическая адаптация предполагает постепенное вступление работника в процессе коммуникации с коллегами. Здесь важно, чтобы человек понимал важность своей деятельности и она была ему интересна.

Организационная адаптация подразумевает, что сотрудника знакомят с особенностями организационных моментов предприятия: рабочее место, специфика бизнес-процессов и общения с коллегами, руководством.

Экономическая адаптация необходима, что новичок смог определить перспективы роста своей заработной платы.

Виды адаптации

Выделяется две главных разновидности:

  • Первичная адаптация. Первые дни работы сотрудника на новом месте. В этот период он не имеет опыта и мало общается с коллегами. Ей подвержены молодые специалисты, которые недавно закончили вузы/техникумы, молодые мамы, вышедшие из декрета, и т.д. Лицам из этих категорий работников сложно адаптироваться на новом месте и работать с нужной эффективностью.
  • Вторичная адаптация. На этой стадии сотрудник, получивший ранее небольшой опыт работы, глубже внедряется в коллектив и бизнес-процессе. Он знаком с особенностями организационных коммуникаций, прошел первичный процесс корпоративной адаптации.

Методы адаптации

Методы адаптации персонала крайне важно правильно подобрать для каждого нового сотрудника. Различают следующие виды: непроизводственные и эконмические. При реализации непроизводственных методов руководство компании подбирает свою схему выполнения мероприятий по адаптации новичков. Материальная адаптация предполагает четкую материальную мотивацию нанятых сотрудников.

К списку непроизводственных методов относят:

  • наставничество;
  • корпоративные группы и чаты;
  • корпоративный тимбилдинг;
  • проведение бесед;
  • проведение инструктажей и т.д.

Эти способы показывают высокую эффективность во время адаптации сотрудников для сплочения коллектива.

С помощью современных технологий происходит качественное улучшение бизнес-процессов в организации. Они позволяют точечно поработать над командным духом коллектива, повысить эффективность их профессиональной деятельности и, следовательно, увеличить прибыль предприятия.

Обучение и адаптация персонала – приоритетные бизнес-процессы, поэтому нельзя их нивелировать. Работники отдела HR обязаны разработать схему, создать корпоративное и нормативное положение об адаптации персонала в определенной организации. Его должны контролировать ответственные специалисты. Если это положение будет работать, то у новых сотрудников будут сведены к минимуму страхи, неуверенность в собственных силах. Чтобы составить положение такого типа, можно воспользоваться образцом по адаптации персонала. В документе необходимо указать пункты, методики, инструменты, применяемые в рабочем процессе.

Получите доступ к обучающему порталу
14 дней бесплатно на максимальном тарифе
Получить 5 минут обучающего видео вашей компании
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных